Мусягина Елена Николаевна

«Реализация адаптированной программы для детей с ФФН посредством дидактического пособия «Логопедические кубики».

18 февраля 2016

 

Тема: «Дидактические пособия в работе

с детьми с ФФН».

Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно - образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию.

         Большинство дошкольников с ФФН, кроме речевых нарушений имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности:

  • внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
  • объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой, при этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
  • отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной;
  • недостаточно сформировано зрительно – пространственное восприятие;
  • поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
  • могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
  • возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
  • в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

Вот поэтому самым эффективным средством обучения детей были и являются игровые технологии. На современном этапе дошкольного образования в соответствии со ФГОС мы уходим от учебной деятельности и повышаем статус игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Мы включаем в процесс  познавательную, исследовательскую, творческую игру, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.

Сейчас мне хочется вспомнить принципы ДО которые определены ФГОС:

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Сотрудничество с семьёй;
  • Возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Так как же помочь ребенку, чтобы не навредить, чтобы ребенок развивался, ему было интересно, занимательно?

Совсем недавно в журнале «Логопед»  была опубликована статья о применении кубиков для  работы  по автоматизации звуков.  Мы решили не только использовать этот опыт, но и расширили его применение.

Свою работу мы строили таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать свои  действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение.

 Так нами было разработано пособие «Логопедические кубики».

Пособие направлено на решение следующих задач:

  1. Активизация основных движений артикуляционного аппарата;  
  2. Закрепление  поставленных звуков изолированно,  в слогах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
  3. Развитие фонематического слуха; 
  4. Формирование лексико - грамматического строя речи;
  5. Развитие связной речи детей с речевыми нарушениями; 
  6. Развитие коммуникативности, успешности в общении;
  7. Повышение эмоциональной сферы дошкольников.

Пособие «Логопедические кубики» представляет собой серию кубиков. Оформление граней кубов, как постоянно, так и съемными изображениями, картинками. Картотека картинок вариативна под задания игр, упражнений.

Первый кубик«Артикуляционная гимнастика».

Цель: развитие артикуляционной моторики.

На стенках кубика изображены картинки к упражнениям гимнастики. Ребенок может самостоятельно выбирать упражнения, может подбирать знакомые и новые упражнения.

Ребенок бросает кубик и выполняет соответствующее упражнение на его верхней стороне предмету или действию. Если сторона с изображением не выпадает, то мы спрашиваем у ребенка, какое упражнение он еще ни разу не делал, и предлагаем его выполнить.

Второй кубик -  «Автоматизация звука».

Цель:  автоматизация звука в слове в разных позициях (в начале, середине, в конце).

На нем изображены предметы, в названии которых встречается изучаемый звук. Ребенку предлагаем следующие варианты заданий:

  1. Бросай кубик и называй, что нарисовано на верхней стороне.
  2. Скажи, чем похожи эти слова.
  3. Какая картинка еще ни разу не выпадала?
  4. Определи, какое слово лишнее. Почему? (Например: Звук Р стоит не в начале слова).
  5. Найди длинное слово. Объясни почему?
  6. Что нарисовано справа от радуги, слева от ручки?
  7. Какой рисунок находится сверху от данного рисунка, снизу?
  8. Отгадай загадки, найди и назови отгадку.
  9. Дидактическая игра «Назови ласково»

Рассмотрим подробнее одно упражнение. «Бросай кубик назови картинки, четко проговаривая звук Р: рак, рыба, раковина, ручка, ракета… Что общего в словах? (Во всех словах звук Р)»

Цель третьего кубика – упражнять в согласовании числительных с другими частями речи.

         Ребенку предлагается поиграть в игу «Считай и называй».

  1. Бросай кубик. Посчитай сколько предметов нарисовано: одна груша, три груши и т.д.
  2. Считать машины с учётом  признака цвета: две желтые груши, пять желтых груш и т.д.

Четвёртый кубик -  «Мой, моя, моё, мои».

Цель:  закреплять навыки правильного согласования местоимений и прилагательных с существительными женского, мужского, среднего рода в форме единственного и множественного числа.

На один кубик подбираются картинки разные по роду в форме единственного и множественного числа.

Предлагаются следующие упражнения:

  1. Рассмотри кубик и назови предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой виноград и т.д.); «это моя» (моя морковь, моя кукуруза и т.д.); «это моё» (моё ведро, моё зеркало и т.д.); «это мои» (мои шары, мои шорты, и т.д.).
  2. Бросай кубик. Ответь на вопрос: Чей? Чья? Чьё? Чьи? («Чей шар?», «Это мой шар» и т.д.)
  3. Подбери к цветным картам (жёлтого, красного, синего, зелёного, фиолетового, оранжевого, голубого, розового и коричневого цветов) подходящие предметы такого же цвета и обоснуй свой выбор, используя союз потому что и местоимения он, она, оно, они. Взрослый показывает цветную карту. Ребенок ищет на кубике подходящий предмет по цвету и объясняет своё решение так: «Это мой карандаш, потому что он красный».

Пятый кубик знакомит детей со слогами, делением слов на слоги. Ребенок произносит слоги, которые соответствуют карточке, заменяют в слогах глухой звук на звонкий.

Упражнения:

  • Бросай кубик. Произнеси слоги, которые соответствуют карточке. Произнеси слоги плавно (отрывисто), громко (тихо), быстро (медленно)…
  • Замени в слогах глухой звук на звонкий и произнеси получившиеся слоги.
  • Произнеси два слоги и сравни их (например: АК – КА…)

Д/и «Слушай соседа». Один ребенок произносит слоги с глухим звуком, а другой должен назвать слог со звонким согласным звуком

Цель шестого и седьмого кубиков  - упражнять в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Ребенок бросает 1-й кубик и называет предмет.  «Найди на 2м кубике предмет, название которого звучит похоже» (трава – дрова, рак – лак, собор – забор….)

Восьмой кубик предназначен для автоматизации звука в предложении. Ребенок бросает кубик и выполняет соответствующее задание.

  1. Посмотри на схему. Обрати внимание, сколько слов в схеме предложения. Есть ли «маленькие слова»? Придумай предложение по заданной схеме.
  2. Составь предложение из слов, согласовав их между собой.
  3. Составь предложение с указанным предлогом.
  4. Составь предложения по картинке с разным количеством слов.
  5. Замени в предложении слово так, чтобы смысл предложения не поменялся.
  6. Закончи предложения с союзом чтобы.

Например, ребенку предлагается набор слов: сад, в, расти, роза. «Составь из данных слов предложение».

Дети испытывают затруднения давая устную характеристику звукам. Поэтому девятый, десятый, одиннадцатый, двенадцатый кубики направлены на закрепление  характеристики звуков. Бросая кубик, ребенок характеризует звук  с помощью картинок - символов.

Приведем пример,  как с помощью кубиков ребенок составляет звуковую схему слова ДОМ. Мы видим, что в слове ДОМ 1-й звук Д – согласный, твёрдый, звонкий, обозначен синим цветом. 2-й звук О – гласный, обозначен красным цветом. Последний звук М – согласный, твёрдый, звонкий, обозначен синим цветом.

И в заключении хочется отметить следующие преимущества работы с пособием:

  1. Возможность использования всеми участниками образовательных отношений.
  2. Можно использовать индивидуально, с подгруппой детей.
  3. Можно использовать фрагментарно или на протяжении всего занятия.
  4. Легко хранятся и переносятся.
  5. Возможность подбора дидактических игр по всем направлениям:

                       формирование словаря;

                       формирование грамматического строя речи;

                       автоматизация звуков;

                       формирование фонетических представлений; 

                       развитие познавательных процессов.

 

Оставить комментарий: